Древние славяне вкладывали сакральное значение в каждую деталь устройства дома. Сейчас многие элементы зданий забыты или потеряли свое значение - принесены в жертву комфорту и рациональности. Однако устройство и внешний вид древнерусской избы остаются частью этнографического наследия нашей страны. Таким оригинальным элементом, который теперь можно увидеть только в некоторых северных селениях России, является конь-охлупень. Это была главная часть дома, его венец, на что указывает другое название охлупня - князь или князек.

 

Символ

 

Вначале скажем о символике. Древние славяне обожествляли силы природы, животных и растения. У каждого племени был животный тотем - зверь, который покровительствовал ему и олицетворял лучшие качества для людей, живущих в той эпохе. Отражение народных традиций проявилось и в убранстве дома славян. К примеру, активно эксплуатировался образ лошади как символ покоя и благополучия. Это был мощный оберег, которому славяне придавали большое значение. По одной из трактовок, конь олицетворял собой солнце, передвигающееся в течение дня по небу. 

 

Конструкция и внешний вид

 

На стропилах крыши каждого дома лежало массивное бревно. Чаще всего это был ствол многолетней лиственницы или ели - смолистая древесина отлично переносила сложные условия эксплуатации, ведь Русский Север известен своими морозами, перепадами температур, сильными ветрами и многодневными снегопадами. С одной стороны бревно заканчивалось скульптурным изображением конской головы. Иногда здесь даже устанавливали настоящий конский череп. В случае с вырубкой оленьей головы деревянная скульптура могла венчаться рогами зверя. В некоторых районах ствол с заднего фасада увенчался подобием конского хвоста из мочала. Чаще всего конская голова заканчивала бревно на стропилах и с заднего, и с переднего фасада. При этом головы могут смотреть как в разные стороны, так и друг на друга. Таким образом, дом становился подобием коня. Четыре угла дома ассоциировались с ногами, а сам дом - с брюхом лошади, в котором все жильцы были в полной безопасности. Конь был священным животным, олицетворением сил добра и света, но как символ для охлупня использовались и другие животные: утка или олень. Часто образы этих животных в сознании мастера намеренно или случайно смешивались, и у утки появлялись конские уши, а голову лошади продолжал зоб, похожий на утиный. 

 

Посередине бревна делался желоб, куда входили тесины с обеих сторон крыши. Под охлупнем размещали резное полотенце, которое закрывало стыки причелин. Крыша в те времена делалась без единого гвоздя и была крайне прочной и надёжной конструкцией. Конек при этом использовался как замок для стропил и плотно удерживал бревна на месте. 

 

Дома в те времена были высокими, поэтому точностью изображения конской головы никто не озадачивался. Голова лошади была весьма схематична, она как будто была вырублена несколькими точными ударами топора. Благодаря схематичности и отсутствию деталей охлупня легко рассмотреть с большого расстояния. Вообще охлупень делали только настоящие мастера. В деревнях Русского Севера опытные зодчие устраивали даже профессиональные конкурсы, на которых выясняли лучших по вырубке конька. Охлупень считался гордостью дома, и каждый хозяин не жалел времени и сил на его создание. Каждая скульптурная композиция не похожа на такую же с соседнего дома. 

 

Двускатные крыши имели большую протяженность, и одного бревна для закрытия теса было недостаточно. Поэтому на стропила укладывали два бревна елей или лиственниц, корневища которых смотрели в разные стороны. При этом корни деревьев поддерживали части конструкции крыши, увеличивая ее прочность и надёжность. Древнерусский мастер превосходно использовал естественную структуру древесины, создавая настоящее произведение искусства без использования сложных точных инструментов, имея в руках только топор. 

 

Охлупень на крыше дома, или черепное бревно, как его ещё называли из-за установки вываренного черепа вместо резного изображения, встречался в убранстве не только русских домов. Эта традиция свойственна и другим северным странам: Германии, в частности федеральным землям Померании, Шлезвиг-Гольштейну, Саксонии, Прибалтике. 

 

В России охлупни впервые появились в Новгороде, Астрахани, Вологде. Эти районы богаты лесом, и крестьянские дома строились только из бревен. К примеру, в Псковской губернии встречались каменные охлупни в виде головы коня. В лесных районах деревянные охлупни благодаря своему желобу с внутренней стороны выполняли функции фиксатора, впоследствии, когда появились деревянные и кованые гвозди, их роль стала более декоративной. Мастера старались выбирать стволы в причудливыми наростами, из которых можно было сделать голову фантастического зверя: медведя, коня, оленя и даже змеи. Среди них были настоящие скульпторы, вырубавшие из грубого куска древесины корабли, распускавшие паруса над коньком крыши, изящные терема, больше похожие на миниатюрную игрушку. Встречались и вовсе фантастические твари: с головой коня, кошачьей мордой, оленьими рогами. 

 

Охлупни были массивной конструкцией, и при их монтаже без помощи соседей не обходилось. Тяжёлые бревна весили около 700 килограммов, а часто на двускатную крышу требовалось сразу два бревна. Конские головы на таких брёвнах достигали метровой высоты. Предприимчивые крестьяне часто использовали охлупни не по назначению - известны случаи, когда внутри коньков выдалбливалась просторная ниша, в котором прятались продукты, оружие, зерно, все, что могло пригодиться крестьянину в неспокойные времена. 

 

Охлупень стал прообразом конька крыши современных домов. Нынешние коньки - просто конструктивный элемент крыши, в то время как древний охлупень был сакральным символом и охранителем дома. Сейчас он остался легендой и увидеть его можно лишь на старых домах Русского Севера, охраняемых государством.