"КРАСНЫЙКОНЬ.РФ" - это новый интернет-магазин для художников, основанный выпускниками МГАХИ имени В. И. Сурикова.

Название интернет-магазина представляет собой аллегорический образ, который неоднократно встречается в разных формах в русском искусстве.

Начиная с этого дня в блоге на нашем сайте мы периодически будем выкладывать небольшие статьи, повествующие о метафорических образах в изобразительном искусстве и конкретно о том, где можно встретить изображения красных коней. Попытаемся найти и понять символическое значение тех или иных деталей и приемов, используемых художниками в их произведениях с целью донесения до зрителя определенных смыслов.  

Первую запись посвящаем одному из интереснейших видов художественных промыслов России – мезенской росписи по дереву. Родиной этого промысла считается расположенная на берегу реки Мезень деревня Палащелье Лешуконского района Архангельской области.

Данной росписью украшались прялки, туеса, короба, братины, орудия труда и прочие предметы быта. Мастерами всегда были мужчины.

Мезенской росписи характерна многоярусность, по своему стилю она довольно архаична и невероятно богата на различные детали, символизм которых имеет глубокие корни. В отдельных элементах этой росписи можно найти параллели с петроглифами Русского Севера, творчеством соседних северных народов и даже древнегреческим искусством.

Колорит «мезени» сдержанный – сочетание красного «земляного» и черного цветов. Краски изготавливались из местной глины и сажи, растворенных в настое лиственничной смолы. Находясь в тех краях можно обратить внимание, что берега реки Мезень и обрывы над ней красного цвета – это та самая глина, содержащая оксиды железа и меди. В зависимости от местности получалась красная охра разных оттенков.

Рисунок этой северорусской росписи состоит из орнамента с многочисленными элементами – ярусами, отображающими те или иные миры, зверями и птицами, природными стихиями и прочими деталями, которые в сочетании друг с другом, создают цельную динамичную композицию.

Одним из наиболее известных и ключевых элементов росписи является конь. Изображались кони обобщенно и условно, чаще всего с туловищем красного цвета и нарисованными черной краской поводьями, линией спины, тонкими ногами, гривой и хвостом. Одно из основных объяснений символизма изображения этого животного говорит о том, что это условное обозначение Солнца - небесного огня. Бег коней означает движение Солнца по небосводу, их противостояние – солнцестояние. Также, в зависимости от того, где расположены кони и с какими знаками соседствуют, может меняться смысл их изображения.

Возможно, что прототипом к появлению графического изображения коней, послужила реальная порода лошадей, выведенная в бассейне реки Мезень - мезенка. Это небольшие, крепкие лошади, за счет телосложения и плотной шерсти с густым подшерстком, способные спокойно переносить холодные северные зимы и выживать в самых суровых условиях. Бывают разного окраса, но, в большинстве случаев, рыжей и гнедой масти. Лошади выносливые, могут трудиться как под седлом, так и в упряжи на различных сельскохозяйственных и полевых работах. Предполагается, что предками мезенок были дикие лесные кони.

Красные кони мезенской художественной росписи являются не только одним из символов Архангельской области, но и в целом одним из самых заметных и ярких образов в декоративном искусстве нашей страны.